А я вот тут мимо пробегала и не могла не спросить - тут кто-нибудь хоть как-нибудь относится к эстетизации смерти? У вас что-нибудь дрожит/замирает, когда на экране красиво расчленяют чью-нибудь настрадавшуюся тушку? Вам нравится гулять по кладбищам? Вы когда-нибудь мечтали о загробной жизни как о райском блаженстве? Ладно, черт с ним, наверняка вы хоть как-нибудь да сталкивались с эстетизацией смерти. Начнем с того, что все наверняка видели вот это:
ну, или хотя бы что-то похожее. Отвлекитесь от того, что это Иисус, посмотрите на него, как на мертвое тело на деревянном кресте. Эстетизация? Эстетизация. А вот вам аж целых два святых Себастьяна:

1) Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1476. Галерея старых мастеров. Дрезден
2) Марко Пальмеццано, Св. Себастьян. Ок. 1500. Городской музей изящных искусств, Будапешт
И мне, если честно, второй нравится больше, потому что у него больше красной краски, которая символизирует кровь, а не белой, которая символизирует невинность. Ну, вот такая я кровожадная, что уж тут поделать, но мне кажется, что в эстетизации смерти должно быть как можно больше прорывающегося мортидо, а не возвышенной духовной сублимации.
Поехали дальше. Северное Возрождение, мой любимый Ганс Бальдунг и его разудалая мертвая компания лезущих не в свое дело скелетов.




1) Три возраста человека. 1539.
2) Три возраста женщины и Смерть. 1511.
3) Рыцарь, девушка и смерть. 1505.
4) Смерть и девушка. 1520.
5) Ева, змея и смерть. 1510-1512.
Караваджо отчего-то очень любил мертвые головы. Правда, воплощалась эта любовь в основном в распихивании по укромным углам картины черепов, но были еще и вот такие находки:
Караваджо, Медуза Горгона. 1598-1599. Галерея Уффици, Флоренция.

1) Давид и Голиаф. 1601.
2) Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1610.
3) Святой Иероним за книгой. 1606.
Романтики тоже баловались всяческими смертоубийствами. У них мне, конечно, нравится про войну, совсем эпическая расчлененка встречалась разве что у Гойи, у которого сон разума исправно рожал чудовищ, но не всем же, как Констебл, пейзажики писать.



1)Э. Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827-1828, Лувр, Париж
2) Ф. де Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей ,1823.
3) Т. Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819, Лувр, Париж.
А после этого смерть буквально вырывается наружу и начинает проявляться везде, где только можно. Сначала умирающие по триста раз на дню, а если не умирающие, то трепетно мечтающие об этом поэты-символисты, а потом и вовсе сюрреалисты, у которых в каждой картинке и секс, и смерть, и недовольство устройством общества, и мысль о том, что новые ботинки нестерпимо жмут.



1) С. Дали. Искушение святого Антония. 1946.
2) П. Дельво. Распятие. 1951-1952.
3) Ф. Кало. Сломанная колонна. 1944.
4) Д. Таннинг. Ангел-хранитель. 1950.
Да, скажу: у сюрреалистов смерть показана так, что ее можно почувствовать, что хочется просто взять и умереть, и смерть здесь расценивается как положительное переживание. Для сюрреалистов опыт влечения к смерти необходим человеку - не как осознание возвышенности того или иного акта, сопряженного со смертью, и не человеку как продукту социо-культурного воспитания, а человеку как Зрителю просто для собственного ощущения. Сюрреалисты делали ужасные вещи - свои собственные эстетические переживания они выставляли вперед в то время, как у всего мира были совсем иные поводы для того, чтобы переживать сообща. Сюрреалисты выделяют отдельного человека вместе с его смертностью из зарождающейся и развивающейся информационной сети и представляют его самому себе таким, какой он есть: вот он ты, бери и уходи отсюда, пока во-о-он тот улыбающийся во всю физиономию череп не укусил тебя за нос.
А сейчас я пойду поищу себе каких-нибудь современных художников, творящих на тему смерти, потому что тема моей курсовой должна быть актуальной, а не что я себе там думаю.
Ну так вот, а вопрос-то мой остается открытым: как вы относитесь к эстетизации смерти? Меня волнует не как вы относитесь к самой смерти, философские вопросы я лучше пойду пообсуждаю на семинаре по философской антропологии *trollface*, а вот к эстетизации? Нравится ли вам смотреть на изображенное мертвое? Изображенное умирающее? Чувствуете ли вы при этом что-нибудь особенное? А то мало ли, знаете. Вдруг я пишу, пишу, а это никого, кроме меня, не касается.
Плот "Медузы", кстати, всегда очень нравился.
эстетизация убийства и пыток - плохо. завораживает, конечно, но только внутри всё как-то противно проваливается, когда вижу такое. когда убивают того кто не хочет умирать или не заслужил смерти.
про хождениея по кладбищам я промолчу, ок?
так уж и быть, молчи
Да. Потому что это то, что вызывает самые сильные, самые яркие, или даже самые чистые эмоции. Положительные или отрицательные - другой разговор, сие, имхо, вообще иными категориями измеряется. Для меня это та часть искусства, которую по определению нельзя опошлить, пожалуй.
Вот кстати да, сложно опошлить то, что невольно отсылает каждого к одному из самых важных событий к его жизни.
Правда, поэтому же сложно писать об эстетизации смерти, потому что у многих это сразу вызывает отторжение.